Алистер Кроули
Liber O vel MANUS ET SAGITTAE
SUB FIGURA VI

Примечание WEH: есть различия во фразах и пунктуации по сравнению с ранним изданием в РАВНОДЕНСТВИИ I,2. Некоторые изменения незначительны, некоторые значительны, добавлены и удалены параграфы. Исправлено несколько серьёзных типографских опечаток.

I.

1. Эту книгу очень легко понять неправильно. Весьма желательно, чтобы читатели как можно более критически подошли к её изучению, так же, как сделали и мы при её составлении.

2. В этой книге говорится о Сефирот и Путях, о Духах и Заклинаниях, о Богах, Сферах, Планах и многих других вещах, которые могут существовать, а могут и нет.

Не имеет значения, существуют они, или нет. Из определённых действий следуют определённые результаты; учеников очень серьёзно предупреждают, что не надо пытаться объяснять их с точки зрения объективной реальности или философской обоснованности.

3. Преимущества, которые будут получены через них, в основном такие:

a. Расширение кругозора.
b. Совершенствование в контроле над умом.

4. Ученик, если достигнет какого-либо успеха в последующих практиках, столкнётся с вещами (идеями или сущностями) слишком величественными или слишком ужасными, чтобы быть описанными. Необходимо, чтобы он оставался повелителем всего, что наблюдает, слышит или постигает, иначе он станет рабом иллюзий и добычей безумия.

Прежде чем заняться любой из этих практик, ученик должен быть здоровым и достичь определённого мастерства в Асанах, Пранаяме и Дхаране.

5. Опасность того, что ученик, даже ленивый и глупый, не добьётся результата, очень мала, но имеется большая опасность, что он собьётся с пути, даже если получит то, что было необходимо достигнуть. Кроме того, он слишком часто первый привал принимает за цель, и снимает доспехи словно победитель, когда битва ещё только началась.

Желательно, чтобы ученик никогда не приписывал ни одному результату важность, которой тот обладал на первый взгляд.

6. Тогда сначала позвольте нам рассмотреть Книгу 777 и её использование, подготовку Места, применение Магических Церемоний, и, наконец, методы, изложенные в главе V «Viator in Regnis Arboris» и главе VI «Sagitta trans Lunam».

(В другой книге будет рассмотрено Расширение и Сжатие Сознания, продвижение через умерщвление Чакр, продвижение через умерщвление Пар Противоположностей, методы Сабхапати Свами и т.д. и т.п.)

II.

1. Сперва ученик должен досконально изучить «Книгу 777», в особенности столбцы, напечатанные там в Приложении.

Примечание WEH: в версии РАВНОДЕНСТВИЯ перечислены: «столбцы i., ii., iii., v., vi., vii., ix., xi., xii., xiv., xv., xvi., xvii., xviii., xix., xxxiv., xxxv., xxxviii., xxxix., xl., xli., xlii., xlv., liv., lv., lix., lx., lxi., lxiii., lxx., lxxv., lxxvii., lxxviii., lxxix., lxxx., lxxxi., lxxxiii., xcvii., xcviii., xcix., c., ci., cxvii., cxviii., cxxxvii., cxxxviii., cxxxix., clxxv., clxxvi., clxxvii., clxxxii.»

Когда это отложится в памяти, он начнёт понимать природу тех соответствий. (См. Иллюстрации к «Храму Царя Соломона» в «Равноденствии» N2. Ссылки даны.)

2. Если приведём пример, станет ясно, как пользоваться таблицами.
Допустим, вы хотите получить знание некой непонятной науки.

В столбце xlv,

Ссылка на первое издание.

посвящённом Способностям, в строке 12 вы найдёте «Знание Наук.»
Далее, просматривая строку 12 других таблиц, вы обнаружите, что соответствующая Планета — Меркурий, число — восемь, геометрические фигуры — восьмиугольник и октаграмма. Бог, управляющий данной планетой, — Тот, или, в древнееврейском символизме, Тетраграмматон Адонай и Элохим Саваоф, её архангел — Рафаэль, её хор Ангелов — Бене Элохим, её Разум — Тириэль, её Дух — Тафтатарат, её цвета — Оранжевый (ибо Меркурий — Сфера Сефиры Ход, 8), Жёлтый, Пурпурный, Серый и Индиго с Фиолетовым отсветом, её Магическое Орудие — Жезл или Кадуцей, её Благовония — Смола мастикового дерева и прочие, её священные растения — Вербена и прочие, её драгоценные камни — Опал или Агат, её священное животное — Змея, и т.д., и т.п.

3. Затем подготовьте ваше Рабочее Место соответственно. В оранжевом кругу начертите жёлтую восьмиконечную звезду, на концах которой поместите восемь светильников. Печать Духа (её можно найти у Корнелия Агриппы и в других книгах) изобразите в четырёх цветах, используя и прочие средства, которые подскажет вам ваш опыт.

4. И так далее. Мы не можем здесь вдаваться в подробности всех необходимых приготовлений, ученик найдёт их изложенными полностью в надлежащих книгах, лучшей из которых, пожалуй, является «Goetia».

5. Не следует рабски имитировать эти ритуалы, напротив, ученик не должен делать вещей, цель которых ему не ясна. И если ученик обладает хоть какими-то способностями, его собственные неуклюжие ритуалы окажутся гораздо более эффективны, чем тщательно отшлифованные ритуалы других.
Общая цель всех данных приготовлений такова:

6. Поскольку ученик — человек, окружённый материальными предметами, если он желает овладеть определённой идеей, то должен сделать так, чтобы каждый окружающий его материальный предмет прямо указывал на эту идею. Так, в упомянутом ритуале, если его взгляд падает на светильники, их число напоминает ему о Меркурии; он обоняет благовония, и снова Меркурий приходит ему на ум. Другими словами, весь магический аппарат и ритуал являются комплексной мнемонической системой.
(Значение всего этого заключается преимущественно в том факте, что определённые наборы образов, которые ученик может встретить в своих изысканиях, соотносятся с определёнными геометрическими фигурами, божественными именами, и т.п., и контролируются ими. Относительно возможности получения результатов, внешних по отношению к уму видящего (объективных в общеупотребительном значении термина), мы здесь умолчим.)

7. Есть три важных приёма, связанных со всеми формами церемониала (и два Метода, которые мы опишем позже). Это

a. Принятие Божественных Форм.
b. Вибрация Божественных Имён.
c. Ритуалы «Изгнания» и «Призывания».
Их, по крайней мере, надо полностью освоить прежде, чем пробовать опасные Методы V и VI глав.

Примечание WEH: не глав теоретической части, а разделов данной «Книги O» — такая же ссылка в РАВНОДЕНСТВИИ I,2.

III.

1. Магические Образы Египетских Богов должны стать совершенно знакомыми. Это можно сделать, изучая их в любом общественном музее или же по книгам, доступным ученику. Затем они должны быть тщательно зарисованы в соответствии с моделью и по памяти.

2. Ученик, приняв положение «Бог» или находясь в характерной для желаемого Бога позе, должен затем представить Его образ как совпадающий с собственным телом или как окутывающий его. В этом следует упражняться, пока не будет достигнуто овладение образом и испытано отождествление с ним и с Богом.

К огромному сожалению, не существует простой и однозначной проверки наличия успеха в данной практике.

3. Вибрация Божественных Имён как следующий способ для отождествления человеческого сознания с той его чистой частью, которую называют именем того или иного Бога, делается так:

4.
a. Cтаньте с разведёнными руками. (См. иллюстрацию в «Равноденствии» N2, стр. 12).

Это предписание неприменимо к Богам вроде Пта или Харпократа, сущность которых не соответствует данному жесту.

Примечание WEH: а в печатном издании этой работы, см. страницу VIII.

b. Глубоко вдохните через нос, представляя, как имя желаемого Бога входит в тело вместе с дыханием.

c. Пусть это имя постепенно спустится из лёгких в сердце, солнечное сплетение, пупок, в репродуктивные органы и далее, вплоть до ступней.

d. В тот момент, когда оно как бы каснулось ступней, быстро выдвиньте левую ногу примерно на 12 дюймов, резко наклоните тело вперёд и выбросите руки (расположив их предварительно по бокам от глаз) в том же направлении, так, что вы окажетесь стоящим в характерной позе Бога Гора,

Примечание WEH: в РАВНОДЕНСТВИИ это «иллюстрация в т. I., N1, «Слепая Сила».

в то же время представляя себе, как Имя устремляется по телу вверх, пока вы выдыхаете его наружу, через ноздри, вместе с воздухом, который до этого продолжал оставаться в лёгких. Всё это должно быть проделано со всей силой, на которую вы способны.

e. Затем возвратите левую ногу в исходное положение и приложите указательный палец правой руки

Или большой палец, в то время как все остальные сжаты в кулак. Большой палец символизирует дух, указательный — элемент воды.

Добавление WEH: это иллюстрация в РАВНОДЕНСТВИИ, т. I., N1, «Молчащий Наблюдатель.»

к губам, принимая таким образом характерную позу Бога Харпократа.

5. Признаком того, что ученик выполнил всё правильно, будет полное истощение его физических сил от одной «Вибрации». Это должно бросить его в жар или заставить сильно вспотеть и настолько ослабить, что он с трудом сможет удерживаться на ногах.

6. Признаком успеха, хотя заметным только самому ученику, будет, если он услышит, что имя Бога вырывается с неистовым рёвом, звучащим как хор десяти тысяч громов; ему должно казаться, как будто Великий Голос исходит из Вселенной, а не из него самого.

В обоих вышеописанных приёмах сознание всего, кроме Божественной формы и имени, должно полностью прекратиться, и чем дольше оно будет возвращаться к обычному восприятию, тем лучше.

IV.

Ритуалы Пентаграммы и Гексаграммы необходимо запомнить; они следующие —

Малый Ритуал Пентаграммы

I. Прикасаясь ко лбу, сказать: «Атэ» («Твоё есть»).
II. Прикасаясь к груди, сказать: «Малкут» («Царство»).
III. Прикасаясь к правому плечу, сказать: «вэ-Гебура» («и Сила»).

Примечание WEH: в МТиП здесь была очевидная опечатка, теперь исправленная по версии РАВНОДЕНСТВИЯ. Конец строки iii ошибочно копировал конец строки iv.

IV. Прикасаясь к левому плечу, сказать: «вэ-Гедула» («и Слава»).
V. Сложив руки на груди, сказать «лэ-Олам, Амен» («во Веки Веков, Аминь»). VI. Повернувшись к востоку, начертать пентаграмму (в данном случае, Земли) соответствующим орудием (обычно Жезлом). Произнести (т.е. вибрировать): «IHVH».
VII. Повернувшись к югу, проделать то же самое, но произнести: «ADNI».
VIII. Повернувшись к западу, проделать то же самое, но произнести: «AHIH».
IX. Повернувшись к северу, проделать то же самое, но произнести: «AGLA» (произношение: Йе-хо-вау, Адонай, Эхейе, Агла).

X. Раскинув руки крестом, сказать:
XI. «Предо мной Рафаэль;
XII. Позади меня Габриэль;
XIII. Справа от меня Михаэль.
XIV. Слева от меня Уриэль;
XV. Ибо вокруг меня горит Пентаграмма,
XVI. А в Столпе находится шестиконечная Звезда.»
XVII-XXI. Повторить с (I) по (V), Каббалистический Крест.

Большой ритуал Пентаграммы

Пентаграммы чертятся в воздухе мечом или другим орудием, имя произносится громко вслух и знаки используются, как показано.

Пентаграммы Духа

Равновесие Активных
Имя: AHIH (Эхейе)

Равновесие Пассивных
Имя: AGLA (Агла)

Знаки Портала (см. иллюстрации): вытянуть руки перед собой, ладонями наружу; развести их в стороны, как будто раздвигая шторы или занавес (активные), затем свести их вместе, как бы сдвигая его обратно, и дать им упасть в стороны (пассивные).

(Степень «Портала», в частности, соответствует элементу Духа; относится к Солнцу. Этой степени приписаны Пути Самех, Hyн и Айн.

Примечание WEH: в РАВНОДЕНСТВИИ I,2 Кроули даёт эти древнееврейские буквы. В МТиП здесь опечатка, даются буквы Самех, Реш и Цади. Правильной является версия РАВНОДЕНСТВИЯ.

См. «777», строки 6 и 31 bis).

Пентаграммы Огня

Имя: ALHIM (Элохим)

Знаки 4°=7▫. Поднять руки над головой и соединить ладони так, чтобы кончики указательных и больших пальцев встретились, образуя треугольник (см. иллюстрацию).

(Степень 4°=7▫, в частности, соответствует элементу Огня; относится к Планете Венера. Этой степени приписаны Пути Коф, Цади и Пе. Прочие соответствия см. в «777», строки 7 и 31).

Пентаграммы Воды

Имя: AL (Эль)

Знаки 3°=8▫. Поднять руки так, чтобы локти оказались на уровне плеч, положить руки на грудь, соединив кончики больших и указательных пальцев так, чтобы образовался треугольник вершиной вниз. (См. иллюстрацию).

(Степень 3°=8▫, в частности, соответствует элементу воды; относится к планете Меркyрий. Этой степени приписаны Пути Реш и Шин. Прочие соответствия см. в «777», строки 8 и 23).

Пентаграммы Воздуха

Имя: IHVH (Йе-хо-вау)

Знаки 2°=9▫. Поднять руки вверх и в стороны, локти согнуть под прямым углом, кисти рук развести в стороны ладонями наружу, как бы поддерживая тяжесть. (См. иллюстрацию).

(Степень 2°=9▫, в частности, соответствует элементу Воздуха; относится к Луне. Этой степени приписан Путь Таy. Прочие соответствия см. в «777», строки 9 и 11).

Пентаграммы Земли

Имя: ADNI (Адонай)

Знаки 1°=10▫. Выставить вперёд правую ногу, протянуть правую руку вперед и вверх, левую — назад и вниз; ладони раскрыты.

(Степень 1°=10▫, в частности, соответствует элементу Земли, см. «777», строки 10 и 32 bis).

Малый Ритуал Гексаграммы

Данный ритуал следует выполнять после «Малого Ритуала Пентаграммы».

I. Cтать прямо, ноги вместе, левую руку в сторону, правую — поперёк туловища, держа Жезл или другое орудие вертикально вверх вдоль средней линии тела. Затем повернуться к востоку и произнести:

II. I.N.R.I.
Йод, Нун, Реш, Йод.
Дева, Исида, Могущественная Мать.
Скорпион, Апоп, Разрушитель.
Солнце, Осирис, Убиенный и Воскресший.
Исида, Апоп, Осирис, (ИАО)

III. Раскинуть руки крестом и произнести: «Знак Осириса Убиенного» (см. иллюстрацию).

IV. Поднять правую руку так, чтобы она указывала вверх, локоть согнут под прямым углом; опустить левую руку так, чтобы она указывала вниз, локоть согнут под прямым углом; склонить голову на левое плечо так, чтобы видеть кисть левой руки, и произнести: «Знак Скорби Исиды» (см. иллюстрацию).

V. Поднять руки над головой, разведя их под углом шестьдесят градусов, запрокинуть голову и произнести: «Знак Апопа и Тифона» (см. иллюстрацию).

VI. Скрестить руки на груди, склонить голову и произнести: «Знак Осириса Воскресшего» (см. иллюстрацию).

VII. Раскинуть руки как в пункте (III) и снова скрестить их, как в пункте (VI), произнеся: «L.V.X., Lux, Свет Креста».

VIII. Магическим орудием начертить на востоке Гексаграмму Огня, произнеся: «АРАРИТА»

Это Слово состоит из первых букв фразы, которая в переводе означает: «Единица — Его начало, Единица — Его Индивидуальность, перестановка Его слагаемых дает Единицу».

Эта гексаграмма состоит из двух равносторонних треугольников, обращённых вершинами вверх. Начните с вершины верхнего треугольника и начертите его по часовой стрелке. Затем укажите вершину второго треугольника и начертите его по часовой стрелке. Вершина нижнего треугольника должна совпадать с центром верхнего.

IX. Начертить на юге Гексаграмму Земли, произнеся: «АРАРИТА».

В этой гексаграмме вершина нижнего треугольника обращена вниз, поэтому её можно начертить одним круговым движением.

X. Начертить на западе Гексаграмму Воздуха, произнеся: «АРАРИТА».

Эта гексаграмма напоминает гексаграмму Земли, но основания двух треугольников здесь совпадают, образуя ромб.

XI. Начертить на севере Гексаграмму Воды, произнеся: «АРАРИТА».

В этой гексаграмме нижний треугольник помещён над верхним так, что их вершины совпадают.

XII. Повторить (I-VII).

Ритуал Изгнания такой же, за исключением того, что Гексаграммы должны чертиться в обратном направлении.

Большой ритуал Гексаграммы

Примечание WEH: следующая, солярная гексаграмма, неверно воспроизведена в МТиП. Данная версия исправлена по «Равноденствию» и подтверждена прямой проверкой.

Для призывания или изгнания планет или зодиакальных знаков используется только Гексаграмма Земли. Чертите гексаграмму, начиная с точки, соответствующей планете, с которой вы работаете (см. «777», столбец lxxxiii). Например, для призывания Юпитера нужно начать с правого угла основания нижнего треугольника и, двигаясь по часовой стрелке, закончить его, затем начать верхний треугольник с левого угла его основания и закончить.

В центре вашей гексаграммы начертите астрологический символ планеты.

Для Зодиака используйте гексаграмму планеты, которая управляет нужным вам знаком («777», столбец cxxxviii), но начертите астрологический символ знака, а не планеты.

Для Caput и Cauda Draconis используйте лунную гексаграмму со знаком Caput Draconis или Cauda Draconis.

Для изгнания начертите гексаграмму наоборот.

Во всех случаях сначала произнесите заклинание со словом Арарита, а потом — с именем Бога, соответствующего планете или знаку, с которым вы работаете.

Гексаграммы, относящиеся к планетам, показаны на иллюстрации предыдущей страницы.

Эти ритуалы следует практиковать до тех пор, пока начертанные фигуры не станут появляться в пламени; в пламени столь подобном физическому, что оно может стать видимым глазам стороннего наблюдателя, если бы он был. Говорят, что некоторые достигли силы действительно разжигать огонь таким способом. Так это или нет — неважно, сила здесь не самоцель.

Для успеха в «изгнании» характерно «ощущение чистоты» в атмосфере, для успеха в «призывании» — «ощущение святости». К сожалению, оба признака очень неопределённые.

Но одного следует добиться совершенно определённо: любая воображаемая фигура или сущность должна немедленно подчиняться воле ученика, когда он использует подходящую фигуру. В тяжёлых случаях может быть принята форма соответствующего Бога.

Ритуалы изгнания надо использовать в начале вообще любой церемонии. Затем ученик должен применить общее призывание, вроде «Предваряющего Призывания» из «Goetia», или же специальное призывание, соответствующее сути его работы.

Успех в этих вербальных призываниях — такой тонкий вопрос, а его степени так деликатно скрыты, что принимать решение удовлетвориться результатом или нет, следует предоставить здравому смыслу самого ученика.

V.

Пусть ученик пребывает в одной из предписанных поз, омывшись и облачившись в подходящее одеяние. Пусть его рабочее место будет свободно от всего лишнего и пусть он совершит все предварительные очищения, изгнания и призывания и, наконец, зажжёт благовония.

Путь он вообразит, как его собственная фигура (предпочтительно облачённая в соответствующие магические одеяния и вооружённая надлежащими магическими орудиями) окутывает его физическое тело, или же стоит рядом или перед ним.

Теперь пусть он перенесёт местонахождение своего сознания в эту воображаемую фигуру, так, чтобы ему казалось, что он видит её глазами и слышит её ушами.

Обычно это представляет наибольшую сложность в операции.

Затем пусть заставит эту воображаемую фигуру подняться в воздух, достаточно высоко над землей.

Затем пусть остановится и оглядится. (Иногда бывает трудно открыть глаза).

Возможно, он увидит фигуры, приближающиеся к нему, или почувствует, что находится в неком пейзаже. Пусть он заговорит с такими фигурами и настаивает на ответе, используя подходящие пентаграммы и знаки, как объяснено ранее.

Пусть путешествует, если пожелает, пользуясь или не пользуясь руководством такой фигуры или фигур.

Далее пусть применит специальные призывания, чтобы появились те конкретные места, которые он желает посетить.

Пусть остерегается тысячи тонких нападений и уловок, которые ему придётся испытать, тщательно проверяя правдивость всех тех, с кем говорит.

Так, враждебная сущность может явиться в одеянии славы, в этом случае соответствующая пентаграмма заставит её съёжиться или рассыпаться.

Практика сделает ученика исключительно осторожным в этих вопросах.

Обычно довольно легко вернуться в тело, но если возникнет какое-либо затруднение, практика (опять-таки) сделает воображение плодотворнее. Например, можно мысленно создать огненную колесницу с белыми лошадьми, и приказать возничему везти к земле.

Может оказаться опасным заходить слишком далеко или останавливаться слишком надолго, ибо усталость недопустима.

Опасность, о которой здесь говорится, это обморок или одержимость, потеря памяти или другой умственной способности.

Наконец, пусть ученик заставит своё воображаемое тело, в котором он как бы путешествовал, совпасть с физическим, напрягая свои мышцы, набирая воздух и прикладывая указательный палец к губам. Затем пусть он «проснётся» при помощи чёткого волевого акта, и спокойно и аккуратно запишет свои опыты.

Можно добавить, что этот кажущийся сложным эксперимент выполняется очень легко. Лучше всего учиться, «путешествуя» с человеком, уже опытным в таком деле. Двух или трех экспериментов будет достаточно, чтобы сделать ученика уверенным или даже знатоком. См. также «Провидец», стр. 295-333, «Равноденствие» I, 2.

VI.

Предыдущий эксперимент имеет небольшую ценность и ведёт к немногим существенным результатам. Однако он допускает развитие, переходящее в одну из форм Дхараны — сосредоточения — и, в таком качестве, может привести к весьма высоким вершинам. Основное назначение практики предыдущей главы заключается в том, чтобы ознакомить ученика со всеми видами препятствий и всеми видами иллюзий, чтобы он мог стать совершенным повелителем каждой мысли, которая может возникнуть в его мозгу, устранить её, преобразовать её, заставить её немедленно подчиниться его воле.

Пусть же начнёт в точности как прежде, но с максимальной серьёзностью и решимостью.

Пусть будет очень осторожен, заставляя своё воображаемое тело подниматься вдоль линии, перпендикулярной земной поверхности в том месте, где расположено его физическое тело (или, проще говоря, прямо вверх).

Вместо остановки пусть продолжает подниматься, пока усталость не одолеет его почти всецело. Если он обнаружит, что остановился помимо своей воли, и что появились фигуры, пусть любой ценой поднимется над ними.

Воистину, даже если дыхание жизни едва трепещет на его губах, пусть заставит себя идти всё выше и выше!

Пусть продолжает это до тех пор, пока в нём ещё остаётся жизнь. Что бы не угрожало, что бы не манило, даже если сам Тифон и всё его воинство, выпущенное из преисподней, объединятся против него, даже если от самого Трона Господня раздастся голос, приказывающий ему остановиться и удовольствоваться достигнутым, пусть борется и борется.

Наконец, должен наступить момент, когда всё его существо будет поглощено усталостью, побеждено своей собственной инерцией.

Это в случае неудачи. Случаи же успеха столь разнообразны и чудесны, что здесь нет попытки описать их. Предварительная классификация подобных случаев дана в «Траве Опасной», часть II, «Равноденствие» I,2.

Пусть он погрузится (когда не сможет уже более бороться, хоть язык его закушен от усилия и кровь течёт из носа) в черноту бессознательного, а затем, когда придёт в себя, пусть спокойно и аккуратно оставит запись обо всём, что произошло; именно так, запись обо всём, что произошло.

EXPLICIT

Прим. перев.: Cauda Draconis — восходящий лунный узел, Caput Draconis — нисходящий лунный узел.

См. также таблицы из «Книги 777».


No copyright, перевод — Андрей Чернов